Опыт системы наставничества в Борисоглебске

29 ноября 2021

Опыт Борисоглебска по наставничеству учтут при формировании федеральных программ и стандартов.

Как сделать так, чтобы молодые люди не уезжали из малых городов, а получали профессиональную подготовку и дальнейшее гарантированное трудоустройство, обсудили в Борисоглебске. В обсуждении проекта межмуниципальной сетевой образовательной инфраструктуры подготовки кадров «Школа – техникум (Вуз) – предприятие», наряду с руководителями предприятий, центра занятости, вузов и ссузов, педагогов и представителей администрации городского округа, принял участие депутат Госдумы от Воронежской области, первый зампред руководителя комитета по молодежной политике, заместитель руководителя фракции «Единая Россия», руководитель «Молодёжки ОНФ» Игорь Кастюкевич.

- В Государственной Думе мы сейчас с коллегами работаем над тем, чтобы закрепить само понятие «наставник» и определение «наставничество» в трудовом законодательстве и сделать так, чтобы наставничество нашло отражение в национальном проекте «Занятость». Это важно для трудоустройства молодых людей, особенно когда мы говорим о первом рабочем месте. В преддверии 2023 года, который объявлен Президентом страны годом педагога и наставника, нам нужен единый стандарт, где наряду с прочими нормами были бы прописаны в том числе и материальные привилегии для наставников. Механизмы поощрения должны быть. А опыт Борисоглебска по внедрению наставничества обязательно будет учтен при формировании федеральных программ и стандартов, - отметил Игорь Кастюкевич.

Проект межмуниципальной сетевой образовательной инфраструктуры подготовки кадров «Школа – техникум (Вуз) – предприятие» реализуется в Борисоглебском городском округе уже порядка 5 лет. В деятельность включены 34 организации, в числе которых 27 образовательных организаций и 6 предприятий, работающих в рамках открытого соглашения о сотрудничестве. С выпускниками школ организуется работа по заключению целевых договоров. Так, в 2020 году целевых договоров было заключено 26. В учреждениях профобразования были открыты новые специальности из списка ТОП-50.

- На основании запросов от предприятий у нас сформировался список приоритетных специальностей. Это парикмахеры, повара-кондитеры, сварщики, токари-универсалы, специалисты по ремонту автомобилей. В период обучения, предприятия временно трудоустраивают подростков в летнее время. А по окончании обучения молодые люди гарантированно идут на предприятия, - отметила руководитель «Центр социальной адаптации молодежи» Юлия Чернова.

Акцент в теме трудоустройства молодежи нужно делать на целевое обучение, отметили на заседании координационного совета.

- Мы провели мониторинг среди промышленных предприятий и образовательных организаций. Так вот среди всех опрошенных 78% образовательных организаций и 29% предприятий готовы заключать договоры на целевое обучение, - рассказала заместитель главы администрации Борисоглебского городского округа Галина Ильина.

По словам руководителя промышленного предприятия Борисоглебска, система наставничества кое-где существует, точечно на предприятиях, но система поощрения для наставников сегодня отсутствует как таковая. Каждый изворачивается, как может. Потому что на производстве без наставников тяжело.

- Практика поощрения наставников у каждого предприятия своя. Кто-то премию может выписать, кто-то грамотой ограничится. А ответственности с наставников никто не снимал. Мотивация должна быть обязательно. Расходы на оплату труда наставника должны относиться к расходам, включаемым в себестоимость, - пояснил руководитель АО «Механика» Владимир Ситников.

По словам участников встречи, отдельное и важное направление работы – это молодые люди, которые после обучения идут служить в армию, а потом возвращаются. Разумеется, «держать под них места» производственники не могут. Здесь нужен индивидуальный подход или специальный механизм, при котором молодой специалист не терялся бы по истечении времени.

Участники встречи договорились, что передадут депутату Госдумы от Воронежской области Игорю Кастюкевичу все наработки для дальнейшего использования положительного опыта Борисоглебского городского округа в разработке единых федеральных программ и стандартов по теме наставничества.